misa_bond: (Default)
[personal profile] misa_bond
Сразу оговорюсь, что смысл этих записей в том, чтобы не забыть о тех мыслях, которые меня посещают при перечитывании романа. Я не жду комментариев, но, если они появятся, то я буду им рада.
Также прошу прощение у почитателей романа, потому что некоторые мои размышления будут разрушать привычные и такие любимые образы и стереотипы. Я также мысленно прошу прощения у самого автора, к которому отношусь с большим уважением, за возможно неверное истолкование им написанного.

Зачем мне это?
С тех пор, как я увлеклась театром, мне всегда хотелось сыграть Маргариту. Я даже делала какие-то этюды, но мне хотелось большего. И эту идею я берегла (привет, Наташа![livejournal.com profile] nataly_the_luck) Но недавно я вдруг осознала, что ждать, собственно говоря, нечего. Надо действовать. Позвонила знакомому режиссеру, сказала, что хочу сыграть Маргариту, пусть даже в каком-то отрывке. А он спросил зачем? В смысле, почему именно Маргариту, что я хочу донести?
Я ответила: "Ну как же, такой образ!" Женщина ради любви готовая на все. Стольким пожертвовавшая. Плюс интересна ее трансформация в ведьму.. и т.д. А режиссер ответил: "А вот не верю я всему этому! Докажи мне обратное, в смысле твое видение, и тогда поговорим".
Я начала перечитывать текст, обращая внимание на детали, и неожиданно Маргарита стала представать предо мною совсем в другом свете. Вот уже я сама начала сомневаться: А любила ли она по-настоящему Мастера? На какие жертвы готова была пойти, и были ли это самопожертвованием? Что вообще представляла из себя эта женщина? Какой у нее был характер? Цели? Что лично мне в ней нравится, а что нет..Что бы я хотела сыграть/донести и вообще хочу ли я теперь этого?
Чтобы во всем этом разобраться, предлагаю начать с Мастера.

Что было в жизни Мастера до встречи с Маргаритой?

Ну во-первых, у него были имя и фамилия, о которых мы никогда не узнаем, потому что наш герой, получив от Маргариты звание Мастер, отрекся не только от имени, но и от своей прежней жизни. Но не будем забегать вперед. Итак, жил-был в Москве советский гражданин, историк, музейный работник, владеющий 5 языками и знакомый с оперным искусством. Жил один, не имея ни родных (вообще), ни знакомых в Москве (скорее всего он был приезжим), жил в комнате на Мясницкой. Непродолжительное время был женат, но даже имя своей бывш.жены впоследствии вспоминал с трудом. И однажды выиграл в 100 тыс.рублей, после чего накупил книг, снял 2 комнаты в подвале маленького дома в переулке близ Арбата. Бросил службу в музее и начал писать роман. И именно с этого момента для нашего героя начинается "золотой век". Заметьте! До встречи с Маргаритой Мастер был абсолютно счастлив. Ему нравилось его милая отдельная квартирка с двумя комнатами, раковиной, сад с сиренью, липой и кленом, хруст снега под сапогами над его оконцем, вечно пылающий огонь в печке..И никакого намека на грусть или какое-то томление. Никаких беспокойств по поводу романа, написание которого подходило уже к концу. Человек просто жил, творил и был счастлив. Мастер выходил гулять. Он мог позволить себе прекрасный серый костюм. Ему нравилось обедать в ресторане. Кстати, почему-то принято считать, что Маргарита была его Музой. Но на момент их встречи роман был практически дописан, так что в литературном смысле Музой она не была. Все было прекрасно...

А как же жила Маргарита до встречи с Мастером?
Об этом в следующий раз.

Date: 2019-12-18 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Очень интересный пост, спасибо, что его написала. Думаю, что все по своему видят этих героев. Они как бы по-импрессионистски изображены.
Вот я так воспринимаю: Мастера врядли можно назвать советским гражданином. Он не строил вместе с остальными коммунизм, он- одиночка, размышляющий над вечными проблемами, и до встречи с Маргаритой ему неуютно было, чужой он в советской стране. И он встретил такую же, которая жила как бы во сне, как бы не своей жизнью. Ей материальное благополучие, тряпки, шмотки, особняк были не важны. Она, как и М. искала что-то настоящее. Безусловно, она его любила, ведь искала и страдала. Почему не ушла от мужа? Муж хороший человек и любил ее. Не могла сделать ему больно.
М и М отличались от большинства людей. Они...не пошлые, как остальные москвичи в изображении Булгакова.
Сумбурно написала, голова другим занята:))
Ты не читала лекцию Быкова про эту книгу? У него весьма своеобразный взгляд, но интересный.

Date: 2019-12-18 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Спасибо за твою версию! Но можно немного поразмышляю над ней? Разве все советские граждане строили коммунизм? Я назвала Мастера до встречи с Маргаритой советским гражданином, потому что, как мне показалось, он не особо выделялся из общей толпы советских граждан: учился, много читал, работал на правильной работе. Кстати, наверняка, получая специальность историка, изучал марксизм-ленинизм и т.п. Да, ему было неуютно на Мясницкой (он называет ту комнату "дырой"), но в подвальчике ему вполне уютно и хорошо. Он замечает даже бытовые мелочи и радуется им. Даже намека нет на какую-то личную неустроенность. На мой взгляд Мастер возвышается над всем остальным обществом, представленным в романе, потому что у него есть Сокровенное дело, Идея - роман, и, как только, представляется шанс этим делом заняться, Мастер сразу же им пользуется. А страна...Многие в ней чувствовали чужими. Но как раз Мастер, как мне кажется, мог приспособиться к жизни, где угодно, даже в псих.больнице, не теряя при этом самообладания, интереса к жизни, к людям.
Про Маргариту буду писать дальше, но вот как раз тема хорошего и доброго мужа, которому она не хотела причинить боль - одна из тех, которые меня раздражают в истории этого персонажа :)
Быкова начала слушать, спасибо! Я поняла, что их несколько (лекций), пока слушаю про "русского Фауста".

Date: 2019-12-19 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] merinainen.livejournal.com
Я думаю, Мастер- в какой-то степени альтер эго Булгакова. А он - не "коллективный" человек, Сталина ненавидил и благоговел. В литературном окружении он был одинок и пасовал перед злобой, пошлостью, неинтеллигентностью, ограниченностью и т.д.
Знаешь, Мастер это Максудов из "Театрального романа", только более детализированный.
Мастер да, до встречи Маргаритой, когда обрел некую материальную стабильность, пребывал в состоянии покоя, равновесия. Но без взлетов и падений. В сущности, мы о нем так же мало знаем, как о Маргарите.
Я думаю, что Маргарита до замужества была такая пай-девочка, послушная. Папа - красный директор, или командир, или чиновник. Мама из дворян, училась в Смольном. Сообтветственно, Марго училась и музыке, и французскому:))) Но жила как во сне, только читала романы и фантазировала. Замуж вышла, потому что родители так хотели, за сына друга отца. Ни дня не работала, забот и тревог не знала. Это все я так вижу:))
Говорят, или я что-то путаю, что в ней черты и некоторые факты биографии Елены Сергеевны. Обязательно почитай о ней, ее письма.
Знаешь, меня что удивляет. Тема интересная, есть о чем поговорить, обменяться мнениями. А комментов так мало. Стоит написать какую-то чушь, типа "как я провел этот день" или "посмотрите на моего котика, пирожки, какую сумочку купила"- и комментов будет море:))

Они оба как бы "проснулись", когда встретились.

Date: 2019-12-19 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Про комментарии. Я очень рада, что они вообще есть. Но у меня и жж не особо сильно комментируемый. 6-7 комментариев - это норма. К тому же я понимаю, что эта тема требует хорошего знания текста, а кто-то может читал давно или не помнит, а может кому-то вообще это неинтересно..
Да, ты права, я давно читала о том, что прототипом Маргариты является в большей степени последняя жена Булгакова - Елена Сергеевна. Хотя некоторые пишут о том, что все жены внесли в образ свою лепту. Но перечитывая именно письма Елены Сергеевны или беседы с ней, понимаешь, что все же Маргариту автор писал с нее. Но больше всего меня удивило твое видение биографии Маргариты, которое практически полностью совпадает с моим. Значит истина все же где-то рядом.

Date: 2019-12-18 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-na-solnishke.livejournal.com
по существу ничего не скажу, давно не перечитывала, а когда читала, то она меня всегда раздражала, и я на ней не акцентировала внимание. Но в принципе, мне кажется, вполне себе есть люди, которые не про самопожертвование ниразу, они по-другому любят, но любят

Date: 2019-12-18 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Да, я тоже так сейчас думаю.

Date: 2019-12-18 10:17 pm (UTC)
From: [identity profile] annataliya.livejournal.com
А ведь действительно, интересная версия!

Date: 2019-12-19 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Ну это даже не версия, а просто внимательное прочтение и анализ деталей.

Date: 2019-12-19 04:08 am (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Я книгу совсем-совсем не помню, кроме чертовщины. Мне интересно читать твой анализ!

Date: 2019-12-19 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Я перечитывала несколько раз и всегда акцентировала для себя что-то новое. Спасибо за отзыв!

Date: 2019-12-19 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nat-nat.livejournal.com
Да, у меня в голове не осело, что роман был почти дописан. Это и правда важный акцент.
И да, что для Маргариты всё это было выходом из рутины - тоже факт...

Date: 2019-12-19 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Да, это тоже верно.

Profile

misa_bond: (Default)
misa_bond

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 04:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios