misa_bond: (Default)
[personal profile] misa_bond
Прочитала сегодня в журнале [livejournal.com profile] islandena интересную тему о том, как играют с нашими эмоциями рекламщики, о культурных кодах, которые усваивают наши дети, о вреде компьютерных игр и телевизора, о Гарри Поттере и о многом другом. Я там написала следующее:
"Я не считаю все компьютерные игры злом или мусором. Это все равно, что считать таковыми все настольные игры. Я помню, как не комильфо было играть в карты в моем детстве и в моем окружении, а сейчас все поголовно играют в Uno, целыми семьями, и находят в этом какую -то пользу. Мне кажется, что не надо впадать в крайности. Меня всегда настораживает, когда родители ставят жесткие ограничения, часто будучи сами не в теме.
"Не смотрят телевизор"? Так и по телевизору можно найти развивающие и образовательные программы. Или посмотреть новости. Или хороший мультфильм или фильм. Плохо - не телевизор, а его бесконтрольный просмотр ребенком. Плохо, когда телевизор/компьютер заменяет все остальное."

А здесь решила продолжить свои размышления по данной теме.
Меня никогда не привлекали виртуальные игры, хотя, конечно, в некоторые из них я пробовала играть. Не мое это (неинтересно, да и не особо получается, а большого желания научиться нет, да и зачем). Ребенка раньше времени к подобным играм старалась не приучать. Но все началась примерно с его 5 лет. Сначала родственники подарили игрушечный компьютер (?) с набором развивающих игр, а потом, когда мы стали сына часто с ними оставлять (на время нашей работы), и родственники стали позволять ему играть в компьютерные игры. Хотя я и проявляла неудовольствие, но на прямой конфликт идти с ними не могла. Если с моим ребенком сидят родные люди по 6-8 часов я не могу ставить им жесткие условия, тем более, что речь не идет о каком -то заведомом вреде. Вообщем, постепенно я расслабилась, тем более, что дома он ни во что такое не играл. Но время шло, ребенок подрастал, все стадии его интересов мы проходили. Например, было время, когда сын увлекался динозаврами. Так он пересмотрел, наверное, все существующие документальные фильмы о них. Мы ездили в специализированные музеи, тематические парки. Также было увлечение морскими животными - прочитали немало книг на эту тему. Затем были какие-то школьные увлечения картами Покемонов, Липунами, Зомбликсами и прочей ерундой. И это прошло :). Потом начались какие-то разговоры про ютуберов, Майнкрафт, он рисовал каких-то странных персонажей (пришлось даже воспитательную работу провести, и интерес тоже пропал). И наконец, сын стал рассказывать, что почти все дети (мальчики!) в его классе "сидят" в сетевой игре Clash Royal, и что он тоже хочет. Я подумала и сказала, что Ок, но что он мне должен все объяснить, показать. А потом , не долго думая, я и сама зарегистрировалась в его "клане". Восторг ребенка было не передать словами. Нас это очень объединило. Ведь мы теперь смогли играть вместе в ту игру, которая его по-настоящему в тот момент увлекала. Ничего криминального я там не нашла, тем более получила доступ к переписке мальчишек ;). И при всем моем равнодушии к компьютерным играм, я нашла эту игру в определенном смысле полезной: развивается память, логика, стратегия, быстрота реакции. По-моему, прекрасная альтернатива играм в солдатики.
Да, кстати, также я попробовала играть и в Майнкрафт. И для меня эта игра оказалось слишком сложной:). Я оценила тот уровень, которым владел мой сын. Его способность ориентироваться в новых условиях, добывать необходимые материалы, строить жилища и даже дворцы. Именно после этой игры сын заявил, что хочет быть архитектором, разве это не замечательно?:) И через какое-то время и эта игра отошла на 2-й план, а сыну за отличную учебу на ДР мы подарили плейстейшн. Да, приходиться контролировать и ограничивать время. Да, к сожалению, чем больше/дольше играет, тем больше ему хочется. Но перерывы и ограничения в течение школьной недели идут на пользу. Сейчас у мальчишек его возраста новое увлечение - Fortnite. Визуально эта игра мне совсем не нравится, так как напоминает обычные "стрелялки". Ну и цель так себе в плане гуманистического подхода - остаться единственным выжившим из 100 игроков, убив всех остальных. Причем ты играешь не с машиной, а с реальными игроками, видя их персонажи. Игра тоже сетевая, т.е. онлайн сын может играть со своими реальными друзьями. Были моменты, когда он оставался один дома, и нам было спокойно, что он играет с друзьями в эту игру, так как в любой момент он мог сказать им, что ему нужна помощь, например. Кроме друзей он мог играть с игроками из любой точки мира. И было приятно слышать, как сын подбирал слова и строил фразы на том же английском, чтобы объясниться. Конечно, мы проводили с ним беседы по поводу того, что никогда точно не знаешь, кого встретишь в сети, и, если кто-то интересуется твоим именем, местом жительства или школой, должен автоматически включиться сигнал опасности. Ну и всегда интереуемся, с кем он играет, с кем разговаривает.
Летом сын ходил в теннисный лагерь. Так вот с незнакомыми мальчишками он быстро нашел общий язык именно на тему Fortnite. Да, это определенный "код", но я не вижу в этом ничего плохого. Я вообще считаю, что задача родителей не запретить, а ограничить, направить в нужное русло, проконтролировать, быть в теме, ну и конечно не допускать зацикливания только на этом, предлагая альтернативные варианты проведения досуга.
Также я общалась с родственниками на эту тему. В России у меня есть родственники, у которых очень умный сын (ему скоро 16 лет). Мальчик - отличник, даже ботаник, можно сказать. Его не оторвать от книг, не вытолкнуть погулять. Так вот я спросила у его папы: "А в компьютерные игры он играет?"
- Конечно, играет!
- А в какие?
- Да в разные.
Затем я пообщалась с племянником мужа. Ему 27 лет. Он всегда хорошо учился, закончил университет, работает на хорошей работе (инженер). И он играет в Clash Royal, а в детстве/юности играл в другие игры. Я его спросила, как он думает, в чем секрет Fortnite, почему он не надоедает? Ну один раз выиграл (остался последним выжившим игроком), второй раз, где предел? Почему так захватывает? И вот племянник ответил, что в этой игре бесконечное количество вариантов и комбинаций, потому что играешь не с машиной, а с реальными людьми. Сравнил эту игру с шахматами, сказав, что в шахматах в конечном итоге ты можешь выучить все имеющиеся варианты ходов, а в этой игре - нет.
Также хотела написать здесь про другую родственницу - племянницу мужа, ей 25 лет. Она закончила французскую спец. школу, затем университет (историк), а потом доп.училась на учителя испанского для преподавания во Франции, где она сейчас живет и работает. В детстве она была фанаткой Гарри Поттера. Недавно рассказывала, как перечитвала по многу раз эти книги и остановилась только тогда, когда переворачивая страницу поняла, что по памяти может пересказать следующую. Кстати, ее мама увлекалась поттериадой не меньше дочери. Мама - адвокат.
Мне лично Гарри Поттер никак. Фильмы с сыном мы посмотрели (на русском), но книги меня не захватили, первую вроде только прочитала. Я все же была слишком взрослой на момент их популярности. Поэтому не могу судить о их литературных достоинствах или недостатках, но могу сказать, что перечитывая с сыном некоторых признанных классиков детской литературы, я дивилась, насколько это примитивно и неинтересно написано. Хотя в детстве мне нравилось. Поэтому прямо таки в мусор Гарри Поттера я бы точно не определила. Это сказка ничем не хуже многих почитаемых нами в детстве сказок.
Я не пытаюсь доказать, что виртуальные игры - это добро. Просто пытаюсь быть объективной в данном вопросе. Играет ребенок в игры или не играет - это ровным счетом ничего не определяет, так как его развитие зависит от других многочисленных факторов.
Кстати, у нас есть правило - никаких игр в течение школьной недели. Но я часто отступаю от этого правила. Например, вчера после обычной школы, которая заканчивается в 16:30, и в которой ребенок, кроме учебы, общается с друзьями реально, играет в футбол и другие игры, мы пошли в музыкальную школу, где у сына был урок сольфеджио (1 час 15 мин). Приехали домой около 19. Сын сделал уроки, убрал в комнате, приготовился к школе, потом мы позанимались русским (письмо, учебник, чтение), я почитала ему книгу на русском, посмотрели немного кино на русском. Мне нужно было заниматься ужином. Сын поиграл на пианино, а потом спросил, может ли он поиграть в плей. Все дела были переделаны. И я разрешила. Можно было бы отказать, но тогда я должна была бы объяснить причину. Причин для отказа не было. Все довольны.
А сегодня после школы сын занимался английским в яз. Академии, а потом мы всей семьей ездили играть в пинг-понг. Приехали недавно. Уроков нет. Я решила написать этот пост, муж отдыхает, а ребенок играет. Потом будем вместе ужинать и смотреть документальный фильм, а может быть что-то и для души.
Надеюсь мой опыт и примеры будут вам интересны и полезны.

Date: 2019-01-18 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rooibos-girl.livejournal.com
Было очень интересно почитать! С тобой полностью согласна. Вздрогнула про "когда незнакомцы в сети спрашивают адрес"...
Ну и "в шахматах в конечном итоге ты можешь выучить все имеющиеся варианты ходов" - посмеялась :)))

А так я и Поттера любила и всего читала, когда он вышел, причем вроде на 3 языках: первые 5 на английском, остальные почти все на испанском, но был и русский. И мама моя со мной читала с удовольствием, так что не думаю, дело в том, что ты была слишком взрослая. Ну а в игры я очень любила всегда играть да. Муж у меня до сих пор любит, но разрывается между играми, книгами и сериалами, так что как-то наплывами то одним, то другим занимается в свободное время.

Сын у тебя невероятный молодец! И ты столько всего с ним делаешь. А как выглядят занятия русским? Он не сопротивляется? Сам читает?

Date: 2019-01-22 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Про незнакомцев в сети у нас в школе беседа была с полицейским, видео разные показывали. Мы периодически с сыном беседуем на эту тему. Ну также как и наши родители объясняли нам, что нельзя разговаривать с незнакомцами, ходить куда-то с ними, подходить к телефону или двери, когда одни дома.
Про шахматы я писала и о тебе думала)), что скажешь. Я не знаю тонкостей игры, возможно и родственника неправильно поняла, но разве в шахматах нет определенных комбинаций, которые предрешают итог игры? Ну и сама игра ограничена набором фигур, которые ходят по правилам, и игровым полем.
Я рада, что вашим с мужем примером вы пополнили список умных, образованных и целеустремленных людей, которые могут расслабиться и за играми, и за сериалами.
Ну сын молодец, что все таки слушается и делает то, что я прошу. Но сам он не будет этим заниматься, его надо подталкивать и контролировать.
Русским языком мы занимаемся сейчас по Практикуму для 1-4 классов. Дело в том, что, например, программой 1-2 класса мы начинали заниматься несколько лет назад, но не удавалось делать это систематически. А в этом Практикуме весь материал четко структурирован по темам, причем все очень компактно и по делу. Упражнения по теме тоже мне нравятся. Большинство можно прямо в учебнике выполнять. Некоторые я прошу сделать в тетради. Также повторяем письменные буквы, в свое время работали в прописях, но он их просто копировал, срисовывая, теперь заново учим, как правильно писать. Читает он упражнения и задания в учебникe, там часто встречаются загадки, стишки, пословицы. Есть и другие учебные материалы по развитию речи, но пока я решила ограничиться Практикумом. Потом я ему читаю на русском. В любой момент могу остановиться и задать вопрос или попросить пересказать. Можем почитать "по ролям", или я прошу прочитать небольшой фрагмент.

Date: 2019-01-22 11:49 pm (UTC)
From: [identity profile] rooibos-girl.livejournal.com
Про шахматы: не знаю знаешь ли ты, что где-то в 90-е годы были прям очень популярны битвы между компьютерами и людьми как раз из-за того, что просчитать все варианты развития событий до конца это не то, что невозможно, это геометрическая прогрессия уходящая в бесконечность. И человек интуитивно играл лучше компьютера. Пример (глупой) бесконечности: в любой момент ты можешь сдвинуть фигуру допустим вправо, а следующим ходом вернуть влево, и такие циклы могут быть в любой момент и в любых последовательностях. Так что тут реально бесконечность вариантов развития событий. Дальше компьютеры стали быстрее и искусственный интеллект лучше, и компьютеры выигрывают всегда теперь, но не потому что просчитали все ветки до конца, а думают лучше теперь. Если бы все было так просто и упиралось в комбинации, то не было бы и интереса играть профессионально всю жизнь.
Какая ты молодец про русский!! Ты у меня единственная наверное, кто не говорит, что после 6-8 лет дети забывают русский, даже просто говорить по-русски, не то что заниматься.

Date: 2019-01-25 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Очень интересно про шахматы. Я умею играть (правильно передвигать фигуры и выигрывать у новичков)), но тонкостей не знаю. Но хотелось бы и сына заинтересовать.

Про язык. К сожалению, это правда про возраст. Если нет полноценной языковой среды (одной мамы мало), то дети практически перестают общаться по-русски (полные русскоязычные семьи - отдельная история, но и там бывают такие случаи). У меня есть пример мальчика, который сюда в 6 лет только приехал. Он естественно отлично говорил по-русски, читал, умел писать. Родители русскоязычные, но развелись года через 2-3 после приезда. Живет с мамой (моя подруга), бабушка приезжает периодически, младший брат, который здесь родился, в основном говорит по-испански. Так вот сейчас этому мальчику около 13 лет, мама говорит, что читать по-русски он давно перестал, а говорит уже с трудом, с трудом подбирает слова и строит фразы, часто переходит на испанский, чтобы побыстрее объяснить что-то.
Причем и мама, и бабушка - преподаватели.

Мой сын вообще никогда не говорил по-русски, как русский ребенок. И сейчас ему тоже сложно. И мне с ним сложно общаться. Иногда ловлю себя на том, как пытаюсь упростить фразы и слова, когда разговариваю с ним. Но он хотя бы не отказывается от русского, как бывает у других детей. Занимается с удовольствием. Я не строю никаких иллюзий, понимаю, что русский для него, как иностранный, а не как родной. Но то, что я, со своей стороны, могу дать, стараюсь давать.

Date: 2019-01-18 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] amie2007.livejournal.com
Да, и интересны и полезны, спасибо!
А во сколько у вас отбой? Удивилась сколько всего вы успели сделать с семи вечера...

Date: 2019-01-22 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Время отбоя - информация не для слабонервных :) Если есть школа, то стараюсь, чтобы сын был в кровати не позже 12-ти ночи. Засыпает он мгновенно. Подъем - в 08:30. Если выходной день, то и в первом часу может лечь, сам просыпается около 09-09:30.
На самом деле, когда мы возвращаемся домой к 19, то это считается у нас коротким школьным днем. Вчера, например, сын закончил занятия в муз.школе в 20:15, домой мы приехали к 21:00. Папа наш обычно с работы приходит в 21:30-22:00, поэтому и ужин у нас пример в это же время. Вот сейчас пишу, а мы еще не ужинали. Поэтому с 19 -20:00 и до ужина можно много чего сделать. А по-понедельникам, когда мы приходим после музыки к 21:00 уже не до дополнительных занятий, только уроки, если они есть. И именно в понедельник я могу разрешить поиграть в игры.

Date: 2019-01-23 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] amie2007.livejournal.com
А у вас школа не в 9.00 начинается?
Не представляю, как за 30 мин можно успеть одеться, умыться, позавтракать и добраться до школы :)

Date: 2019-01-25 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Да, в 09:00 (с ужасом думаю, что на следующий год занятия будут начинаться в 08 или в 08:30 в зависимости от школы, куда попадем).
Рассказываю про наше утро. Когда я не работаю, то просыпаюсь в 08:15-08:20 (иду в туалет, ванную), затем к ребенку, включаю свет, начинаю будить, но мин.10 (до 08:30) он лежит в кровати, постепенно просыпаясь. За это время я вешаю на бортик кровати его вещи (вплоть до трусов и носков), хотя это можно и нужно было бы делать с вечера, но забываем, кладу в его рюкзак воду и завтрак, а также заряженый мобильник (тоже можно было бы делать вечером). Ребенок просыпается, одевается, идет в туалет/ванную (8-10 мин), я в это время готовлю завтрак, обычно это хлопья с теплым молоком и фрукты или ромашковый чай и будерброд (это редко). Он завтракает (это примерно 5-7 мин), без тв, без разговоров. В 08:50 выезжают с папой на машине из дома.

Date: 2019-01-19 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] islandena.livejournal.com
Как вы много успеваете после 19!

Спасибо! Люблю жизненные истории, особенно когда они расходятся с неким утвердившимся стереотипом.

Кстати, о вреде Гарри Поттера не я писала :) И я сама нежно люблю Гарри Поттера. А когда сын начал его читать, я параллельно с ним засела перечитывать ГП. Поэтому я так понимаю ту часть, где о восторге ребёнка, с которым мама играет в компьютерную игрушку. У нас с Ваней похожий опыт с ГП как раз. Ему друг подарил на день рождения игру-викторину по ГП, так мы её везде с собой таскаем: играем на шахматных турнирах в перерывах между играми, с друзьями после хора и атлетики. И да, для Вани это предмет особой гордости и радости - то, что он играет в это с мамой. Папа у нас только фильмы смотрел, книги не читал. Алиса ещё мала. Так что это наше с ним дело. А фильмы Ваня не смотрел. Я, с одной стороны, не хочу Алисе портить её будущую встречу с ГП (а куда её денешь, если сядем смотреть?). А с другой стороны, я боюсь разрушить те образы, которые построило Ванино воображение, подменив их готовыми картинками.
А ещё в защиту ГП скажу, что на меня очень сильное впечатление произвела выставка Harry Potter and the History of Magic, которая в прошлом году была в Британской библиотеке. Я тогда увидела, какую гигантскую работу проделала Джоан Роулинг. Сколько реально существующих материалов ей пришлось проработать, осмыслить, додумать. Помимо сюжетных ходов там ещё столько моментов из истории науки, истории философии, которые можно обсуждать и о которых можно размышлять.

Date: 2019-01-24 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Для нас вернуться домой около 19:00 - рано. Обычно возвращаемся в 20:30-21:00. Но мы поздно ужинаем и поздно ложимся спать, поэтому много всего успеваем сделать, когда силы есть:)

Да, про ГП я увидела в комментариях, не в твоем тексте. Здорово, когда находится то, что объединяет. У нас с мамой, кстати, такой была книга "Сердца трех", мы еще с ней моих подруг разыгрывали, пересказывали сюжет, якобы от нашего лица, как будто мы сами были участниками событий в книге. Все это было по пути из муз.студии до дома. Вот на всю жизнь запомнила :)

Date: 2019-01-19 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] nataly-the-luck.livejournal.com
Если в меру - конечно, ничего плохого нет. Плохо, когда это заменяет жизнь

Date: 2019-01-24 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Да-да, я это и имела ввиду. Причем это и не только к детям относится.

Date: 2019-01-20 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] joe-alex.livejournal.com
Я не играю ни в какие игры, но если бы Саша заинтересовалась, то повела бы себя так же, как и ты, зарегистрировалась и играла бы вместе с ней.
И Гарри Потер и мне не нравится )

Date: 2019-01-24 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] misa-bond.livejournal.com
Девочки меньше на игры "залипают", зато больше смотрят всякие видео/сериалы. Не знаешь, что лучше :(

Profile

misa_bond: (Default)
misa_bond

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 05:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios