misa_bond: (Default)
[personal profile] misa_bond
Я уже неоднократно подчеркивала, что одной из задач моего журнала является хранение интересной для меня информации на абсолютно разнообразные темы. Возможно кому-то покажется бессмысленным перетягивание текста из одной веб.странички на другую, но мне так удобно: иметь быстрый и классифицированный доступ к интересующим меня материалам. Тем более, что копируя тексты, я сначала их прочитываю, выделяю нужные мне моменты и сохраняю то, к перечтению чего могу вернуться в будущем.
Сегодня мне захотелось разместить здесь небольшую, но интересную статью про убийство Распутина. Что-то я об этом деле конечно уже слышала, но всегда полезно воскресить в памяти детали исторических событий.
Итак:

ПРЕДЫСТОРИЯ

Григорий Ефимович Распутин родился в Тобольской губернии, в селе Покровском, в 1864 году. В 28 лет после вступления в секту он был оттуда выселен. В 29 женился на очень бедной девушке из соседнего села Дубровное, крестьянке Прасковье, родившей ему троих детей: сына Дмитрия и дочерей Матрену и Варвару. Пахал землю, ямщичил, ходил в обозах, рыбачил.

Григорий Распутин появился в Петербурге в начале прошлого века. Здесь встретился с ректором Петербургской духовной академии епископом Сергием, которого когда-то (еще монаха) в качестве ямщика вез в Верхотурье. По его рекомендации встретился в общежитии академии с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией, а через нее познакомился и с самим императором Николаем II и его царственной супругой Александрой Федоровной. Речи Григория были настолько образны, а суждения настолько независимы и интересны, что император после одной из бесед со старцем записал в своем дневнике: «Все бы слушать и слушать его без конца».
С годами влияние Распутина при дворе росло. Немалую роль здесь сыграли его лекарские способности: несколько раз Распутин буквально спасал жизнь страдавшего гемофилией цесаревича Алексея. А в 1912 году он спас и Россию, уговорив «папу» (так он называл Николая II) не вмешиваться в Балканскую войну 1912 -- 1913 гг. По крайней мере граф Витте утверждал, что решающее слово в этом вопросе принадлежало именно ему.

Дошло до того, что царь специальным своим указом сменил Григорию фамилию. Отныне Распутин должен был называться не иначе как Григорий Новых (НовыХ -- Новый Христос).

Много шума наделала в свое время история с чехардой в Совете министров, когда на высокие должности назначались совершенно неизвестные люди, только что заручившиеся поддержкой царского фаворита. Высшие чиновники в этот период менялись так часто, что Кабинет министров получил в народе название «кувырк-коллегия».

Декабрьское покушение было не первым. Еще раньше с Григорием Распутиным пытались покончить сызранская мещанка Хиония Гусева, ударившая его в живот кинжалом, и министр внутренних дел Хвостов, выделивший на убийство фонд в 300 000 рублей. Были еще две попытки, ни одна из которых не увенчалась успехом. Распутин знал о близкой своей смерти. «Знаешь ли, что я вскоре умру в ужасных страданиях, -- говорил он одной из своих поклонниц. -- Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих государей и Святой Руси. Хотя грехи мои и ужасны, но все же я маленький Христос...»

О будущем царской семьи с грустью говорил: «Они должны приехать. Волей или неволей они приедут в Тобольск. И прежде чем умереть, увидят мою родную деревню». На деле так и вышло: за несколько месяцев до смерти, следуя в Екатеринбург, Николай II с семьей заехал в Покровское и посетил домик старца. Цесаревичу же Алексею Распутин говорил: «Дорогой мой маленькой! Посмотри-ка на Боженьку! Какие у него раночки. Он одно время терпел, а потом стал силен и всемогущ. Так и ты, дорогой, так и ты будешь весел, и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся».

ИСТОРИЯ

Об обстоятельствах убийства Григория Распутина мы знаем в основном из двух источников: дневника Владимира Пуришкевича, опубликованного после его смерти в начале 20-х годов, и из воспоминаний князя Феликса Феликсовича Юсупова, напечатанных несколькими годами позже. Именно они и стали основой для действующей версии о том, как это происходило.

Согласно этим документам мысль об убийстве Распутина появилась у князя Юсупова еще в 1915 году. В сообщники он взял великого князя Дмитрия Павловича, поручика Сухотина, депутата Государственной думы Владимира Пуришкевича и доктора Лазоверта. Заговорщики планировали в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года отравить Распутина, а труп вывезти за город и утопить. Местом действия был выбран подвал дома Юсупова в Петербурге. Здесь на столе были разложены пирожные, в каждое из которых доктор закачал смертельную дозу цианистого калия. Кроме того, для подстраховки тут же стояли заряженные ядом винные рюмки.

Распутина привезли в дом около полуночи. Он сначала долго отказывался от предлагаемых пирожных, но в конце концов поддался на уговоры и съел одно, а потом и все остальные. При этом он был бодр, весел, ходил по комнате и постоянно разговаривал. Юсупов налил ему подряд несколько рюмок отравленной мадеры, что тоже не ухудшило его самочувствия. Старец только несколько раз прикладывал руку к горлу, как будто бы что-то мешало ему глотать. На вопрос Юсупова, что с ним, он ответил: «Так, пустяки, просто першит в горле». Потом медики объяснят этот феномен тем, что цианистый калий, вступив в реакцию с присутствовавшей в пирожных глюкозой, превратился в безвредный циангидрин.
Увидев, что попытка отравить Распутина ни к чему не привела, заговорщики решили его застрелить. Феликс Юсупов взял браунинг великого князя, вернулся к Распутину и, убедившись, что старец умирать от яда не собирается, а только жалуется на тяжесть в голове и животе, выстрелил ему в грудь. Распутин упал на медвежью шкуру и затих. Через несколько минут доктор Лазоверт констатировал смерть. Заговорщики перенесли тело на каменный пол, а комнату закрыли на ключ.

Когда князь Юсупов спустя некоторое время снова заглянул туда, он обнаружил, что лицо старца конвульсивно подрагивает. Внезапно глаза Распутина широко открылись, он вскочил и набросился на князя, пытаясь схватить его за шею. Феликс побежал к друзьям сообщить о том, что Распутин жив. Пока они вместе спускались в подвал, старец на четвереньках дополз до двери, открыл ее и выбежал во двор. За ним бросился Пуришкевич. Он выскочил во двор и два раза выстрелил в убегающего старца. Оба раза мимо. Тогда Пуришкевич остановился, тщательно прицелился и сделал еще два выстрела. Расстояние до Распутина было порядка 20 -- 25 метров. Первая пуля попала в спину, вторая -- в затылок. Распутин упал и уже не шевелился. Для верности князь нанес уже мертвому Распутину по голове несколько ударов гирей. Труп завернули в сукно, положили в автомобиль и отвезли на Петровский остров, где с моста и сбросили в воду. Здесь же под воду сбросили и шубу Распутина с завернутой в него гирей.

Заговорщики, как известно, были найдены довольно легко. Все они, кроме Владимира Пуришкевича, были пойманы и быстро дали признательные показания. Когда князья попросили императора смягчить участь великого князя Дмитрия Павловича, Николай II начертал на прошении свою знаменитую резолюцию: «НИКОМУ не дано право заниматься убийством». Несмотря на это, все участники заговора понесли минимальные наказания, если это вообще можно было назвать наказанием. Феликс Феликсович был выслан в свое Курское имение, великий князь Дмитрий отправлен в действующую армию в Персию, а Пуришкевич, уехавший в день убийства с санитарным поездом на фронт, вообще был оставлен в покое.

После отречения Николая II и прихода к власти Временного правительства следствие по делу было закрыто, документы по нему изъяты из полицейского ведомства, а тело Распутина, тайно захороненное приближенными императора недалеко от Царского Села, было спешно найдено, эксгумировано и сожжено в лесу.

ФАКТЫ

Комиссия Московского городского бюро судебно-медицинской экспертизы, которой для оценки были переданы фотографии и документы из дела по убийству Распутина, работала в период с 18 по 30 июня 1993 года. В комиссию входили: начальник бюро, кандидат медицинских наук доцент Владимир Васильевич Жаров и два его заместителя -- кандидат медицинских наук старший научный сотрудник Игорь Евгеньевич Панов и судебный медик высшей категории Валерий Константинович Василевский. Изучив предоставленные материалы, они пришли к следующим выводам:

-- Огнестрельные ранения причинены выстрелами из сильнодействующего ручного огнестрельного оружия (пистолета, револьвера), установить марку и калибр которого не представилось возможным. Допустимо, что калибр оружия был равен 6,35 мм.

Также не представляется возможным определить последовательность и дистанцию выстрелов. Можно лишь полагать, что из трех огнестрельных ранений, обнаруженных на трупе, ранение головы (вход пули -- лобная часть головы. -- Прим. ред.) было нанесено последним. Это ранение имеет признаки, допускающие вероятность выстрела в упор (кольцевидная ссадина в окружности раны, напоминающая отпечаток дульного ствола, так называемая штанц-марка. -- Прим. ред.).
-- Механические (неогнестрельные) повреждения в области головы возникли при многократном ударном воздействии тупых твердых предметов. Эти повреждения не могли образоваться только при сбрасывании трупа с моста и ударе головой о балки стойки моста и об лед. Не исключается возникновение некоторой части этих повреждений от многократных ударов резиновой дубинкой или гирей и ударов ногой. Определить, какие повреждения из этой группы образовались прижизненно или посмертно, не представляется возможным.

-- Резаная рана в области спины причинена острым режущим оружием, возможно, клинком ножа или лезвием бритвы. Установить прижизненное или посмертное происхождение этого повреждения не представляется возможным.

-- После нанесения огнестрельного ранения грудной клетки с повреждением желудка и печени Распутин мог совершать активные целенаправленные координированные действия (идти, бежать, оказывать сопротивление) в течение ближайших, по-видимому, 5 -- 15 минут.

-- После огнестрельного ранения головы способность Распутина к целенаправленным координированным действиям представляется крайне сомнительной.

-- Наиболее вероятной причиной смерти Распутина является огнестрельное ранение головы с повреждением вещества головного мозга.

ВЫВОДЫ

Можно предположить, что Пуришкевич и Юсупов просто забыли, во что был одет Распутин (и тот, и другой утверждают, что на нем была белая рубаха, в то время как в материалах следствия она голубая). Сложнее, но все-таки можно объяснить, почему они утверждают, что шуба убитого была утоплена отдельно, в то время как Распутин был в нее одет, и почему руки и ноги покойного были крепко связаны. Но как объяснить их молчание по поводу контрольного выстрела в лоб в упор?

Скрывать этот факт у них причины не было, следовательно, они просто-напросто про него не знали. И Распутина добил кто-то третий. Но когда и где?

(Валерий ЧУМАКОВ)http://yusupov.org/krimanal_chtivo.html

Profile

misa_bond: (Default)
misa_bond

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:00 am
Powered by Dreamwidth Studios